5 препятствий на пути к развитию ребенка

Главная » Искусство быть родителем » 5 препятствий на пути к развитию ребенка

Активные зимние игры домаЛюбая мама мечтает вложить в ребенка самое лучшее и получить самое замечательное. Любая мама хочет реализоваться как мама, поэтому всегда ждет положительных результатов.

Что же может этому помешать, почему так часто не складывается: вкладываем и развиваем, а результат не тот, которого ждали? Так в чем же дело?

Загвоздка ждет многих мам уже в начале этого нелегкого пути. Я иногда задаю мамам вопросы: «Что же такое развитие ребенка? Что Вы хотите получить в итоге? Каким должен быть ребенок, когда вы его разовьете?». Ответы я слышу самые разные, приведу самые полярные варианты: развитый ребенок - это четкий набор определенных познавательных качеств. Это очень четкий ответ, когда родитель понимает, чего он хочет, но все же это своего рода крайность. Другая крайность - это «уход» в безусловное принятие, в безусловную любовь, когда требований нет. И никого, как правило, не удовлетворяет обтекаемый ответ, что это процесс очень сложный, требующий поиска золотой середины. Как же узнать, кто он - гармонично развитый ребенок?

Дело в том, что ответ кроется в самом понятии: «развитие» - это процесс, а не результат. Невозможно достигнуть определенных высот и остановиться: вперед или назад, третьего не дано. Нельзя в какой-то момент сказать: «Вот сейчас мой ребенок развился!» Этот процесс никогда не прекратится. Гармонично развитый ребенок (и взрослый) умеет адаптироваться к меняющимся условиям, чувства и интеллект не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Взрослый при этом должен постоянно самообразовываться, потому что нельзя требовать от ребенка определенных достижений, качеств, если сам не обладаешь такими качествами, не готов достигать очередных высот в своей жизни.

Итак, 5 препятствий на пути к гармоничному развитию.

Активные зимние игры дома1. Достаточно ли гармоничной личностью является в данном случае родитель? Мамам и папам нужно четко осознавать: не компенсирую ли я достижениями ребенка свои неуспехи? Не стараюсь ли развить в нем качества, которыми сам не обладаю, но считаю их необходимыми для жизни? Или наоборот: не хочу ли я продемонстрировать окружающим свою состоятельность как родителя? Банально: не хочу ли я похвастаться перед окружающими, какого умного, доброго и вообще замечательного ребенка я воспитал? Все эти защитные механизмы могут стать препятствиями для действительно гармоничного развития.

2. И еще один важный момент, который я выношу в отдельный пункт, хотя отчасти это также показатель гармоничного развития родителя: действительно ли он принимает ребенка во всех его проявлениях, не воспринимает ли он его как флаг, который нужно нести по жизни и, который является показателем его, родителя интеллекта и успешности? Зачастую мамы и папы рисуют себе жизнь, увлечения, интересы, способности ребенка, забывая о реальном маленьком человечке, о его реальных способностях, возможностях, интересах и просто личностных особенностях. Разочарованию нет предела, когда оказывается, что ребенок не такой, каким он представлялся в планах и мечтах. Безусловная родительская любовь дает самое главное - ощущение счастья и уверенности, которое ребенок проносит через всю свою жизнь.

3. Работа. Часто бывает так, что мама практически прекращает занятия с ребенком, выходя на работу. Безусловно, этому есть вполне понятное объяснение: меньше времени, физическая и эмоциональная усталость. Но, если быть совсем уж честным перед собой, то эта отговорка очень удобная, и ей можно пользоваться. Как говорит одна моя знакомая: «Два в одном бывает только шампунь: нужно выбирать между работой и детьми». Это совсем не значит, что нужно бросить работу и всегда быть с ребенком: мало кто себе такое может действительно позволить. Я только говорю о том, что работа не должна становиться отговоркой: нужно четко определиться, хотим ли мы участвовать в развитии ребенка, готовы ли перебороть себя и 15 - 30 минут в день быть не просто рядом с ним, а вместе? Многие мамы, которые сидят дома с детьми замечают, что детьми они почти не занимаются: домашние дела занимают все время. Я только хочу сказать, что важно не присутствие рядом с ребенком, а реальное участие в его делах, совместная деятельность.

4. Домашние дела. Это, по сути, такая же работа. Часто получается так, что мама, находящаяся постоянно дома, как это не странно, меньше времени проводит с ребенком, чем работающая. Формально она рядом, но при этом домашние дела занимают все ее время. В некоторых случаях это также является удобной отговоркой для самой себя: «У меня совсем нет времени». Но на самом деле «дела домашние» являются отличной основой для развития ребенка, просто в данном случае маме нужно перестроиться и думать не о собственном удобстве, а о пользе для ребенка, о его развитии. Ведь домашние дела дают уникальные возможности для развития. Никто еще не отменял закона: чем больше бытовых сфер жизни доступно ребенку, тем интенсивнее он развивается. Даже выпечка пирогов (лепка теста) дает возможности развития моторики и воображения.

Активные зимние игры дома 5. Рождение второго ребенка. К сожалению, такое радостное событие нередко омрачается раздражительностью мамы, ревностью первого малыша, отсутствием у мамы времени для систематических занятий. Весь мой жизненный и профессиональный опыт показывает, что здесь все зависит от позиции мамы в этом вопросе: если мама воспринимает второго ребенка как сложность, часто говорит об отсутствии времени, акцентируется на «неправильном» поведении старшего, то у него обязательно возникает ревность и он оказывается в ситуации заброшенного ребенка. Ни о каких систематических занятиях и гармоничном развитии уже не идет речи. В такой ситуации, когда мама просто завалена делами, идеальный вариант - это готовый вариант систематических занятий на каждый день, который при этом занимает минимум времени.

На самом деле гармоничное развитие - это вовсе не какое-то абстрактное состояние, требующее особых лабораторных условий, наоборот, это состояние естественных, открытых отношений с близкими людьми, дающее возможность открывать мир без оглядки на ненужные и нелепые условности: развитый ребенок не может быть удобным по определению. Гармоничный ребенок (и взрослый) не боится пробовать и ошибаться, проявлять инициативу, задавать вопросы. Мотивация на развитие - это залог успешного будущего ребенка, а ведь, в конечном счете, именно этого мы и желаем своему ребенку.

И самое главное (и я надеюсь, вы и сами это осознаете), что все препятствия на пути к развитию, отчасти являются возможностями, которые только нужно правильно использовать.

Система готовых занятий «Мам школа. Развиваем дома» - очень легко, без лишних усилий решает все вышеперечисленные сложности. При этом в данной системе есть два момента, которые особенно «приятны». Во-первых, эти занятия выстраивались так, как будто вы водите ребенка в группу развития:  мягко, но эффективно происходит развитие личности и интеллекта с учетом требований, которые предъявляются сейчас педагогами, медиками и психологами к определенному этапу развития малыша. Во-вторых, эта система очень гибкая, она учитывает занятость мамы, отсутствие времени или специальной подготовки. Любая мама сможет стать лучшим педагогом для своего ребенка.

 

Считаете статью полезной? Поделитесь с друзьями, нажмите, пожалуйста, на социальные кнопки!


Комментарии ВКонтакте:


Комментарии Facebook:


Комментарии:


Edita
Сообщение
ltGjZWMvcJyLKVbQmom
Сообщение #1 on : Sat February 23, 2013, 03:42:21
Thanks for helping me to see things in a dfifrenet light.


Написать сообщение

  • Обязательные поля отмечены *.





Copyright © 2017. Елена Чегерева. Все права защищены.
Запрещено любое использование материалов с сайта, без согласования с администрацией.