Методики раннего развития

Главная » Искусство быть родителем » Методики раннего развития

Методики раннего развитияСейчас уже сложно найти мамочек, которые уж совсем ничего не слышали о методиках раннего развития. К счастью или сожалению стало модным заниматься развитием своего ребенка. Ключевое слово в этой фразе «модно». Правда многим родителям важен сам факт того, что их ребенок ходит куда-то чем-то заниматься, выучил «умные» слова, начал учить английский раньше, чем научился ходить на горшок и так далее. Это модно можно перечислять бесконечно долго, но хочется все же верить, что большинство родителей искренне получают удовольствие от того, что проводят время со своим малышом, помогая ему познать, понять и принять окружающий мир.

В помощь родителям существует множество развивающих методик. О них можно читать (и многие, я уверена, читали), можно спрашивать специалистов и не очень, других мамочек. В любом случае, каждая из них дает только направление движения, а двигаться придется вам и вашему ребенку: ни одна из этих методик не была разработана специально для вашего малыша, любая методика «преломляется» через ваше восприятие и личностные и физиологические особенности ребенка.

Давайте поговорим о плюсах и минусах самых известных методик.

Методика Монтессори

Наверняка у вас дома есть игрушки, которые используются в данной системе: различные шнуровки, вкладыши и. д. Но это, конечно, только элементы методики, сама система является достаточно сложной по своей организации и, в какой-то степени, противоречит желанию «воспитывать»: очень сложно не сделать замечание своему ребенку, который ломает песочный замок незнакомого мальчика, да и окружающие вас могут «неправильно» понять. Но основным постулатом системы Монтессори является именно наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Методика изначально создавалась для умственно отсталых детей.

Основные плюсы методики: принятие ребенка таким, каков он есть, во всех его проявлениях; развитие творческих способностей, креативного способа мышления, развитие самостоятельности и ответсвенности.

Основным минусом является то, что не уделяется внимания процессу социализации, ребенок не получает опыта эффективного взаимодействия. Но отечественная ментальность предполагает коллективистское мышление, более успешным становится ребенок (и взрослый) способный успешно адаптироваться в коллективе.

Методика Зайцева

Методика ЗайцеваМетодика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами).

Основными достоинствами являются: использование различных каналов восприятия, поощрение активности ребенка при обучении математике и чтению.

Что касается недостатков, то, на наш взгляд, нужно отметить то, что ребенок, обученный по данной методике, приходя в школу, будет испытывать трудности, связанные с принципиально иным подходом к чтению, счету. У детей складываются особенности восприятия, которые плохо «ложатся» под школьную систему.

Методика Глена Домана

Изначально предназначалась и проходила апробацию на детях с травмами мозга.

Основные плюсы методики: ребенок усваивает очень большой объем информации, методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то эта методика находка для вас. Кроме того, автор акцентирует внимание родителей на том, сто ребенком и с ребенком нужно заниматься, уделять ему свое время.

Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию; во время обучения ребенок является «объектом», он только воспринимает информацию, не прилагая усилий к ее поиску.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль ЛупанПредставляет собой адаптированную методику Глена Домана.

Основными плюсами можно считать следующее: ребенок воспринимается не как объект, а как субъект обучения. Другими словами, информация не «вливается» в ребенка, а он сам активно воспринимает ее. Кроме того, предполагается тесная взаимосвязь родителей с ребенком, принятие детей во всех проявлениях, разностороннее развитие.

К недостаткам методики можно отнести то, что автор не имела специального образования и изначально методика основывалась на жизненном опыте, разрабатывалась «под собственных детей».

Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию, и это, на наш взгляд, можно отнести к плюсам, так как сейчас, увлекаясь ранним развитием интеллектуальных способностей, родители часто забывают о важности физического здоровья.

К плюсам методики можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

Основным недостатком является акцентирование внимания на развитии логического компонента мышления, при котором творчество считается вторичным.

Методики раннего развитияПросматривая еще раз данные системы развития, их авторов, трудно не заметить, что многие из них ориентировались изначально на детей с особенностями развития. Зачастую именно родители таких деток, либо родители с личностными сложностями увлекаются различными методиками в чистом виде, «уходят» в ребенка (это ни что иное, как мощная защитная реакция психики). Как уже отмечалось, ни одна из методик не создавалась конкретно для вашего ребенка, так целесообразно ли переносить полностью всю систему на вашего малыша? На этот вопрос каждый родитель ответит сам.

В любом случае, каждая методика, несет в себе интересные моменты, и нам кажется эффективным использование эклективного подхода: взять самое лучшее и адаптировать с учетом особенностей Вашего ребенка и ваших.

Татьяна Новикова

Педагог - психолог.
Эксперт по раннему развитию детей и возрастной психологии.


Комментарии ВКонтакте:


Комментарии Facebook:


Комментарии:




Написать сообщение

  • Обязательные поля отмечены *.

Copyright © 2017. Елена Чегерева. Все права защищены.
Запрещено любое использование материалов с сайта, без согласования с администрацией.