Эмоции наших детей и интеллект

Главная » Искусство быть родителем » Эмоции наших детей и интеллект

Эмоции наших детей и интеллектВсе мы уже давно широко используем понятие «интеллект». Оно прочно вошло в активный словарь продвинутых мамочек. Тесты на интеллект, интеллектуальное развитие ребенка, - это обязательный атрибут современного детства. А вот что же такое «эмоциональный интеллект»? Это понятие появилось совсем недавно, но быстро и прочно обосновалось в Internete, психологической литературе и даже в бизнес-литературе. Что же нужно знать мамам про него?

Распространено мнение, что высокий уровень интеллектуального развития - залог успеха в жизни, но, к сожалению или, к счастью, это не совсем так. Попробуйте сейчас вспомнить своих бывших одноклассников  однокурсников. Практически каждый может вспомнить мальчика или девочку, про которых одноклассники язвительно отзывались «заумные». Но помогал ли им высокий уровень реализоваться в классе, в жизни? К сожалению, не всегда?. И у каждого из нас есть знакомые, которых мы (за глаза) считаем «не очень интеллектуальными», но это никак не мешает им быть обаятельными, милыми, легко устанавливать контакты и, как следствие, устраиваться в жизни весьма неплохо. Вот про таких людей можно сказать, что у них развит эмоциональный интеллект: свое умение верно оценивать эмоциональное состояние партнера по общению они используют для решения своих проблем.

Итак, эмоциональный интеллект - это и есть способность эффективно контролировать свои эмоции и использовать их для улучшения мышления.

Эмоции наших детей и интеллектРебенок в первый год жизни общается с окружающими только на эмоциональном уровне, ему важно получать не объективную информацию, а тепло, заботу, эмоции. И потом, в течение жизни, эмоционально переданная информация лучше и проще воспринимается, прочнее запоминается. На успешность личности гораздо большее влияние оказывает эмоциональный интеллект, нежели умственные способности в чистом виде.

Да и, кроме того, давайте не будем забывать, что эмоциональный интеллект напрямую связан с творчеством. Сейчас много говорят об одаренности. Каждый родитель хочет (тайно или явно), чтобы его ребенок был одарен. Но ведь уже достаточно давно классики от психологической науки выяснили, что если бы одаренных детей выявляли по тестам интеллекта, то 70% самых одаренных были бы отсеяны! Ведь одаренность проявляется не только в интеллектуальной сфере.

Вспоминается случай из практики. Во время тренинга учителям начальной школы было предложено маленькое, простое упражнение: было предложено дотронуться до предметов с определенными качествами. Реакция оказалась неожиданной: сложностей с горячим, синим или мягким не возникло, но как только было предложено дотронуться до самого нежного, все растерялись. Во время обсуждения учителя стали рационально объяснять свое поведения, и никто не хотел признавать, что проблема в том, что все боялись проявить собственные эмоции, показаться смешными. Давайте же не будем забывать, что зачастую человек проживает смешную жизнь только потому, что боится показаться смешным.

Эмоции наших детей и интеллектЕще раз отмечу, что у семейных пар с эмоционально благополучными отношениями, которые не боятся открыто демонстрировать любовь к детям, говорят о своих чувствах  дети более «продвинуты» в «человеческом» плане, они  готовы принимать и отдавать любовь, человеческое тепло, они умеют распознавать и эмоционально адекватно реагировать на эмоции других людей, и это существенно облегчает им жизнь. Эмоции - это основа человеческого развития, в том числе и интеллектуального развития. Отсутствие эмоционального тепла в отношениях с ребенком - основа проблем интеллектуальных в дальнейшей жизни.

Практически каждый родитель сейчас имеет какое-то представление о том, что нужно делать, чтобы развить у ребенка умственные способности: кто-то скупает развивающие игры, кто-то озабочен ранним обучением счету и чтению и т.д.

А делаете ли Вы что-то для развития эмоциональной стороны интеллекта? И что же можно для этого сделать?

Несколько рекомендаций-размышлялок:

  1. Для начала вспомните, как часто вы говорите ребенку о своих чувствах и говорите ли? Напишите сейчас на листочке, какие чувства и эмоции вы испытывали вчера. А после этого попробуйте написать, какие чувства испытывал Ваш ребенок? Откуда вы об этом узнали?
  2. Попробуйте прислушиваться к вашему ребенку внимательнее!!! Ведь когда малыш еще не умеет говорить, мы порой внимательнее к его чувствам, эмоциям и желаниям: мы должны угадывать их без слов. К сожалению, когда появляется связная речь, мы не всегда ее слышим. Вспомните последнюю «ссору» с ребенком: он говорил вам, о том, что он чувствует, какие эмоции его переполняют?
  3. Зачастую запас слов, которыми ребенок может описать свое эмоциональное состояние, ограничивается парой-тройкой шаблонов: «грустно», «весело», «обидно».

Исправить это положение могут родители, если сами будут говорить с ребенком на «языке эмоций».

Подробнее и обстоятельнее об игровых методиках развития эмоционального интеллекта мы поговорим в следующей статье.

Напишите в комментариях ответы на эти вопросы и Ваши размышления по поводу этой статьи.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на социальные кнопки, чтобы больше родителей смогли узнать об эмоциональной стороне воспитания наших детей. Спасибо!

 

Татьяна Новикова

Педагог - психолог.
Эксперт по раннему развитию детей и возрастной психологии.


Комментарии ВКонтакте:


Комментарии Facebook:


Комментарии:


Marty
Сообщение
Your posting is abst
Сообщение #1 on : Wed May 17, 2017, 15:55:55
Your posting is absteuolly on the point!


Написать сообщение

  • Обязательные поля отмечены *.

Copyright © 2017. Елена Чегерева. Все права защищены.
Запрещено любое использование материалов с сайта, без согласования с администрацией.