Сад, да не огород, или две истории об адаптации в детском саду

Главная » Искусство быть родителем » Сад, да не огород, или две истории об адаптации в детском саду

Сад, да не огород, или две истории об адаптации в детском садуСреднестатистическая мамочка к концу первого года жизни малыша начинает задумываться о детском саде: кто-то собирается на работу, у многих просто накапливается усталость. Причин много. И волнений тоже. Сарафанное радио - основной источник информации о детских садах. С одной стороны - это хорошо, потому что вы слышите информацию из первых рук от таких же мамочек как вы, желающих своему ребенку добра и самого лучшего детского сада. С другой, информацию нужно четко фильтровать, так как половина всех историй о дошкольных учреждениях - страшилки, зачастую преувеличенные.

Недавно одна моя знакомая мамочка ужасно сокрушалась, ругала детский сад и воспитателя, потому что ее дочка на занятии по рисованию испачкала футболку, при этом она даже не интересовалась, что же там они рисовали. А вот другая знакомая мама, считает испачканные краской рукава хорошим признаком: детки рисуют, развиваются, а вещи можно и постирать. Сколько людей - столько и мнений.

История адаптации (привыкания) к саду у каждого своя. Я хочу рассказать вам о двух сестренках (назовем их Варя и Катя) и на их примере показать, как много факторов влияют на взаимоотношения ребенка с дошкольным учреждением.

История Кати

Кате был 1 год и 7 месяцев, когда ее отправили в сад. Она искренне не понимала, куда ушла мама, почему она ее БРОСИЛА. Именно бросила, потому что полуторагодовалому малышу невозможно объяснить «взрослые» обстоятельства. Катя очень переживала, но не кричала, а просто была все время напряжена, «дергалась», когда воспитатель звала ее. Но самое ужасное начиналось, когда мама возвращалась: она кричала, плакала, «висела» на маме. И это продолжалась вплоть до сна. И не мудрено: ребенок только привык к тому, что мамы больше нет, а тут она снова вернулась: что чувствовать непонятно. Закономерный результат - истерика. Страшная история? Просто я хотела, чтобы вы посмотрели на ситуацию не с взрослой, рациональной стороны, а с позиции маленького, беззащитного ребенка.

Бытует мнение (много раз слышала от родителей и, как ни странно, от воспитателей), что чем раньше отдать ребенка в детский сад, тем быстрее он привыкнет к новой среде. На это у меня только один ответ: если отдать в сад сразу, как только родился - вообще отлично адаптируется и плакать не будет. До трех лет малышу нужна мама. Нужна. Это не прихоть и не каприз, а жизненно важная необходимость. Но ситуации бывают разные, и объективные обстоятельства диктуют свои условия; и все же отправляя ребенка в сад, кода ему нет еще и двух лет, будьте готовы к негативным последствиям.

История Вари

Ее сестренка Варя пошла в сад в 2 года 10 месяцев. С ней уже можно было договориться. Работала довольно примитивная, но действующая схема: мама работает - получает деньги - покупает игрушки и сладости. Это не значит, что девочка не плакала и не переживала. Все это было, но она хотя бы понимала, что происходит, она твердо была уверена, что мама вернется.

Вот вам две истории. Но возраст не единственный фактор, влияющий на успешность адаптации. Вы думаете, что Варя успешно адаптировалась, а Кате понадобилась помощь психолога? Ничего подобного.

Кате повезло с воспитателями, нянечкой, да и детки в группе оказались позитивными, неконфликтными. Через полгода девочка уже «дышала» садом. Она каждый выходной вспоминала о воспитателях, детях. А вот Варе попалась одна авторитарная, излишне громогласная воспитательница, а другая хоть и была «очень ответственной», но абсолютно эмоционально незрелой. Этого оказалось достаточно, чтобы у девочки обострилась тревожность, и сформировалось четкое нежелание идти в сад. Уже два года она каждый день ждет выходных и просит, чтобы ее забрали пораньше.

Вот так. Все люди разные - вроде бы аксиома, но, почему-то говоря о собственных детях, мы эту аксиому забываем.

Важности:

1) Учитывайте возраст: отдавать ребенка в садик лучше все же не раньше трех лет.

2) Выбирайте не абстрактный сад, а воспитателей для Вашего ребенка с учетом его личностных особенностей. Это вовсе не значит, что, если у вас «непослушный» малыш, то ему необходима «строгая» воспитательница (читай «надзирательница»). Но не следует считать воспитательницу плохой только из-за того, что она делает ребенку замечания: вспомните, а как часто сами вы повышаете голос на ребенка.

3) Внимательно следите за процессом адаптации: в некоторых случаях имеет смысл поменять группу или сад. Но не делайте поспешных выводов: дайте малышу время и возможность попробовать установить контакты, принять новые условия. Поспешное решение сменить сад, принимаемое родителями, может сыграть против ребенка: Ваше чадо очень скоро обнаружит, что вовсе необязательно прилагать усилия, чтобы понять других, можно просто сбежать, а это, согласитесь, не есть хорошо.

4) Сад дает бесценную возможность: ребенок учится разным способам поведения с очень разными людьми. Просто гуляя на улице с ребенком, мы избегаем тех людей (детей, в том числе), которые нам не нравятся, с которыми нам некомфортно, а в саду ребенок приобретает адаптивные навыки: он научается искать линии поведения и способы взаимодействия со всеми без исключения.

Напишите в комментариях Ваши размышления по поводу этой статьи.

Если Вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на социальные кнопки, чтобы больше родителей смогли узнать о ней. Спасибо!

 

Татьяна Новикова

Педагог - психолог.
Эксперт по раннему развитию детей и возрастной психологии.


Комментарии ВКонтакте:


Комментарии Facebook:


Комментарии:


Maralynn
Сообщение
Thanks , I have rece
Сообщение #1 on : Wed May 17, 2017, 15:00:14
Thanks , I have recently been searching for inimroatfon about this subject for a long time and yours is the greatest Ive found out so far. However, what in regards to the conclusion? Are you certain concerning the source?


Написать сообщение

  • Обязательные поля отмечены *.

Copyright © 2017. Елена Чегерева. Все права защищены.
Запрещено любое использование материалов с сайта, без согласования с администрацией.